Новые победы в финансовой инклюзии!

Добрый день, дорогие друзья.

Опубликовали решение суда по иску Сейтжан Кенжегула к банкам о нарушении его прав по обеспечению доступа к финансовым услугам.

Мы поддержали Кенжегула в рамках нашего проекта «Финансовая инклюзия», направленного на доступность финансовых услуг людям с инвалидностью.

Как вы знаете из более ранних постов, услуги банков доступны не всем людям с инвалидностью. Барьеры давно известны:

— отказы в получении кредитов и других услуг банков;

— отсутствие пандусов, другой инфраструктуры и информации в удобном для людей с инвалидностью формате;

— недоступность банкоматов;

— неумение взаимодействовать, а порой откровенное хамство со стороны персонала.

Агентство по фин. регулированию в 2020 году поддержало обращение нашей организации, создав рабочую группу «Финансовая инклюзия» куда вошли представители НПО людей с инвалидностью, банков, представители госорганов и другие заинтересованные лица.

Совместно нами разработаны Методические рекомендации по обслуживанию банками клиентов с инвалидностью, в которые вошли меры по устранению вышеуказанных и других барьеров.

Однако банки не торопятся их исполнять, хотя на встречах говорят, что уважают права людей с инвалидностью. Между тем, заявляют суду: «Методические рекомендации — только рекомендации, а не закон».

Вот, собственно, выдержки из решения суда: «Истец обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что для полной финансовой жизнедеятельности вынужден пользоваться банкоматами и мобильными приложениями Ответчиков в целях управления денежными средствами: снятие, перевод, оплата услуг, погашение займа и т.д. Однако в настоящее время пользование данными инструментами затруднительно, либо вообще не доступно для людей с ограниченными возможностями, в частности для людей с нарушением зрения, по причине отсутствия: информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), электронного звонка–сигнала, рельефных тактильных обозначении путей движения для ориентировки в передвижениях при входе в отделения, необходимо оборудовать банкоматы входами для наушников для восприятия звукового меню, в некоторых банкоматах они имеются, но не работают, просит обеспечить голосовое сопровождение меню и его функций, оборудовать панели банкоматов шрифтом (азбуками) Брайля, адаптировать интернет сайты и мобильные приложения: Kaspi.kz, bcc.kz, Halyk Homebank. В судебном заседании истец и представитель истца дали суду объяснения аналогичные по своему содержанию доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснили, что было несколько встреч с представителями банков и Агентства, где ставились задачи для улучшения услуг для людей с ограниченными возможностями, но уже несколько лет банки частично выполняют эти требования. Также, выезжали на место расположенных банков и банкоматов вместе с комиссией Агентства, где показали, что выполнены не все требования, например установленные за это время тактильная схема движения не соответствует требованиям СП РК, входы для наушников не работают, сложно работать с интернет сайтами и мобильными приложениями.

ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА:

обязать в установленный срок, но не более шести месяцев произвести работы направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры: установить информационную мнемосхему (тактильная схема движения), электронный звонок–сигнал, рельефные тактильные обозначения путей движения для ориентировки в передвижениях при входе в отделения, оборудовать банкоматы входами для наушников для восприятия звукового меню, обеспечить голосовое сопровождение меню и его функций, оборудовать панели банкоматов шрифтом (азбуками) Брайля в легкочитаемой и понятной форме, адаптировать интернет-сайты и мобильные приложения: Kaspi.kz, bcc.kz, Halyk Homebank для людей с нарушением зрения.

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ:

Руководствуясь статьями 223-226 ГПК, суд РЕШИЛ: Сейтжан Кенжеғұл Социалұлы к Акционерному обществу «Народный сберегательный банк Казахстана», Акционерному обществу «Kaspi Bank», Акционерному обществу «Банк ЦентрКредит», Республиканское Государственное Учреждение «Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка», Общественное объединение «Комиссия по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева» об обязании в установленный срок, но не более шести месяцев произвести работы направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры: установить информационную мнемосхему (тактильная схема движения), электронный звонок–сигнал, рельефные тактильные обозначения путей движения для ориентировки в передвижениях при входе в отделения, оборудовать банкоматы входами для наушников для восприятия звукового меню, обеспечить голосовое сопровождение меню и его функций, оборудовать панели банкоматов шрифтом (азбуками) Брайля в легкочитаемой и понятной форме, адаптировать интернет-сайты и мобильные приложения: Kaspi.kz, bcc.kz, Halyk Homebank для людей с нарушением зрения удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Народный сберегательный банк Казахстана» в отделение Банка находящегося по адресу: город Алматы, микрорайон Коктем.2, дом 1 установить: звуковой маяк, тактильную мнемосхему, тактильную плитку внутри помещения и возле банкоматов, банкомат оборудовать входами для наушников для восприятия звукового меню, обеспечить голосовое сопровождение меню и его функций, оборудовать панели шрифтом Брайля, голосовым сопровождением меню и его функций, звуковым меню, разъемом для наушников, адаптировать интернет-сайты и мобильные приложения: Kaspi.kz, bcc.kz, Halyk Homebank.

Обязать Акционерное общество «Kaspi Bank» в отделение Банка находящегося по адресу: город Алматы, улица Тимирязева, 40 установить тактильную мнемосхему, тактильную плитку при входной группе, звуковой маяк, банкомат оборудовать шрифтом Брайля, звуковым меню и голосовым помощником, адаптировать интернет-сайты и мобильные приложения: Kaspi.kz, bcc.kz, Halyk Homebank.

Обязать Акционерное общество «Банк ЦентрКредит» в отделение Банка находящегося по адресу: город Алматы, Панфилова, 98 установить: тактильную мнемосхему, звуковой маяк, цветовую маркировку на входной группе, звуковой маяк, банкоматы находящиеся по адресу: город Алматы улица Панфилова, 98 и по улице Тимирязева, 42, корпус 10а оборудовать разъемом для наушников, шрифтом Брайля, звуковым меню и голосовым помощником, адаптировать интернет-сайты и мобильные приложения: Kaspi.kz, bcc.kz, Halyk Homebank.

В остальной части иска отказать.

Взыскать в долевом порядке с Акционерного общества «Народный сберегательный банк Казахстана», Акционерного общества «Kaspi Bank», Акционерного общества «Банк ЦентрКредит» в доход государства государственную пошлину в сумме 4 375,5 (четыре тысяча триста семьдесят пять) тенге 50 тиын, по 1 485,5 (одна тысяча четыреста восемьдесят пять) тенге 50 тиын с каждого. Решение может быть обжаловано либо подано ходатайство прокурором с соблюдением требований статей 403, 404 ГПК в судебную коллегию по гражданским делам Алматинского городского суда через Медеуский районный суд города Алматы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, а лицами, не участвовавшими в судебном разбирательстве, со дня направления им копии решения. 

Продолжение следует…  

Благодарим Фонд Сорос Казахстан за поддержку нашего проекта.