Эксперты Всемирного банка говорят, что последствия от пандемии COVID-19 будут сказываться на нынешнем поколении учеников на протяжении всей их жизни — сократятся их нереализованные трудовые доходы, ухудшится социальное и экономическое развитие
АЛМАТЫ, 5 авг — Sputnik. Пандемия COVID-19 может привести к глубокому кризису человеческого развития в Центральной Азии. Об этом рассказали представители Всемирного банка на онлайн-брифинге.
До пандемии образование в регионе уже сталкивалось с трудностями в устранении образовательной бедности, предоставлении равных возможностей уязвимым учащимся и в продвижении инклюзивности, заявила ведущий специалист в сфере образования Всемирного банка в Центральной Азии Айша Вауда.
«В среднем ученики из стран Центральной Азии отставали от своих сверстников в Европе на полтора года обучения. Многие учащиеся в регионе уже демонстрировали низкие результаты по функциональной грамотности согласно результатам международной программы оценки учащихся Организации экономического сотрудничества и развития PISA», — отметила она.
Заменит ли «дистанционка» школьные уроки, рассказал вице-министр
По прогнозам эксперта, кризис ставит под угрозу будущие доходы подрастающего поколения. Так, увеличится уровень функциональной безграмотности среди подростков до 86%, то есть вырастет число учеников, которые не могут использовать навыки чтения, письма и математики для эффективного участия в жизни общества.
«Учащиеся ЦА в среднем потеряют полгода обучения. На 25% сократится уровень навыков по чтению после пандемии, кроме того произойдет усиление неравенства среди социальных слоев населения. Возрастет дефицит квалификационных кадров. Значительно увеличатся нереализованные трудовые доходы», — добавила она.
Айша Вауда говорит, что в странах ЦА учащиеся дети и молодежь в возрасте от 0 до 24 лет составляют почти половину всего населения. В Казахстане их 39%.
«Этот эффект будет длится в течение всей жизни этого поколения. Последствия от пандемии COVID-19 будут сказываться на нынешнем поколении учеников на протяжении всей их жизни — как в социальном, так и в экономическом плане», — подчеркнула эксперт Всемирного банка.
Последствия будут ощущаться на десятилетия вперед
Айша Вауда сказала, что по базовому сценарию, если школы закроются на пять месяцев, мир потеряет 10 триллионов долларов. Десятая часть глобального ВВП испытает на себе напрямую результаты закрытия школ на пять месяцев. Если более пяти месяцев — эта цифра вырастет до 15 триллионов долларов.
«Пандемия коронавируса наносит системе образования и обучения удар такой разрушающей силы, что последствия будут ощущаться на десятилетия вперед, включая экономические потери в размере 44 миллиардов долларов США только в Центральной Азии. И это не самый пессимистический сценарий», — сказала Айша Вауда.
Она отметила, что от закрытия школ больше всего пострадают уязвимые категории, включая учащихся из малоимущих семей, из отдаленных районов, меньшинств, и лиц с особыми потребностями.
День знаний планируют провести 1 сентября онлайн в Казахстане
Айша Вауда говорит, что страны приняли экстренные меры по переходу на дистанционное обучение. Обучение предоставляли через разные источники. Но самый значимый и основной механизм — телеуроки.
«Страны региона приняли быстрые меры по обеспечению экстренного доступа к обучению, задействуя множество каналов и форматов», — указала спикер.
«Интернет жоқ»: школьники из Каскелена пожаловались президенту
Основные недоработки правительств в сфере образования
Тем не менее были огромные разрывы по обучению и доступу к технологиям, и их нельзя ликвидировать за 3-5 месяцев. Вауда назвала основные недоработки правительств:
- Время телеуроков недостаточное; в случае, если семья многодетная, а телевизор один, был затруднен доступ;
- Видеоуроки были не интерактивными, без обратной связи. Нужно, чтобы ученик мог получить поддержку от преподавателя, чтобы можно было усвоить урок;
- Финансирование было ограничено;
- Страны ЦА не обменивались опытом друг с другом.
«Страны Центральной Азии должны реагировать таким образом, чтобы при этом заложить основу новой системы образования – качественной, устойчивой и справедливой», — подчеркнула эксперт Всемирного банка.
Что предлагает Всемирный банк
Эксперты Всемирного банка рассказали, на чем следует сделать акцент при разработке планов по ликвидации последствий пандемии коронавируса на образование.
- Преодоление — необходимо продолжать образовательную систему во время пандемии;
- Обеспечение непрерывности обучения при вспышках и ужесточении карантина. Нужно минимизировать снижение результатов обучения для социально уязвимых слоев;
- Использование коронавируса как возможности «проснуться», чтобы выстраивать более качественную и равноправную систему образования.
«Сейчас нужно подгонять все программы под новую экономическую реальность. Образование нужно ставить на передовую, чтобы обеспечить социально-экономический рост в будущем», — считает эксперт.
Полмиллиона компьютеров выдадут нуждающимся школьникам в Казахстане
Кроме того, по мнению представителя Всемирного банка, страны должны:
- Сохранить бюджеты на образование, повысить качество удаленного обучения, обеспечить гибкость в образовательных программах с упором на компетенции и навыки, а не только на знания;
- Разработать и предоставить преподавателям эффективные стратегии по устранению отставания в обучении, методы оценки и дополнительные часы, чтобы компенсировать потери в обучении;
- Разработать специальные образовательные планы, направленные на устранение отставания. Особое внимание следует уделить учащимся, в наибольшей степени пострадавшим от закрытия школ. «Нельзя будет возвращаться к старым программам, так как будут отстающие. Надо разрабатывать индивидуальный план для каждого ученика, чтобы они могли догнать сверстников», — уточнила Айша Вауда;
- Обеспечить развитие цифровых навыков среди учащихся, молодежи и преподавателей;
- Включать учащихся с ограниченными возможностями, обеспечить равный доступ для всех слоев;
- Предоставить больше возможностей для интерактивной работы педагога с учеником на различных платформах удаленного обучения, в целях более полной адаптации под нужды текущего кризиса;
- Привлекать семью к обучению, помощь родителей;
- Работать с обществом и родителями, учитывать их мнения при принятии решений;
- Странам ЦА необходимо обмениваться опытом друг с другом.
Поручение Токаева ввести новый предмет в школах: что сделано месяц спустя
Айша Вауда подчеркнула, что результаты данного исследования и пути решения были предоставлены министерствам образования и правительствам стран ЦА. По ее словам, у Всемирного банка уже есть диалог с ними на тему того, как открывать школы после карантина, как предоставлять услуги образования и какие меры предпринимать.
В свою очередь региональный директор Всемирного банка в Центральной Азии Лилия Бурунчук рассказала, что на сегодня уже адаптировано три образовательных проекта под работу в условиях COVID: в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.
Через эти проекты была мобилизована поддержка для экстренного и удаленного обучения. Например, в Казахстане проводится мониторинг удаленного обучения и предоставление сельским педагогам цифрового оборудования, сказала она.
Читать далее: https://ru.sputniknews.kz/society/20200805/14640218/pandemiya-vliyanie-obrazovaniye-vsemitniy-bank.html